У Европы – очень серьезный кризис идентичности  
25 августа 2010 г. в 08:30

Интеграция новых членов Евросоюза проходила по модели, согласно которой у них покупались предприятия, которые представляли интерес, а конкуренция с развитыми членами Евросоюза не допускалась, социальная поддержка не оказывалась. Централизованными усилиями Евросоюза развивалась инфраструктура, потому что это облегчало деятельность крупных корпораций стран «старой» Европы.

В результате Восточная Европа стала поставщиком дешевой рабочей силы. Там нет таких конфликтов, выходящих на поверхность, как в Южной Европе, потому что там нет социальной защиты. Но возможностей для экономического развития там тоже нет. Соответственно, это – «приз», который получили корпорации развитых стран, особенно в Германии, но это одновременно и балласт, который тянет на дно сами развитые страны, и в первую очередь – ту же самую Германию.

У Европы – очень серьезный кризис идентичности. Любой интеграционный проект, когда он переходит от экстенсивного расширения к интенсивному развитию, испытывает кризис. Это было и с Советским Союзом, и с другими проектами, а здесь наложился еще и глобальный кризис. Сегодня не видно, как европейцы могут выйти из этого кризиса, потому что пресловутая политкорректность полностью блокирует мышление. Одновременно с этим система принятия решений в Евросоюзе такова, что т. н. «неразвитые» страны имеют равные права с «развитыми».

Читать далее

В России сейчас кризис отошел на второй план, он затенен засухой  
13 августа 2010 г. в 08:30

В России кризис сейчас отошел на второй план, он затенен засухой. Еще в начале августа общее мнение специалистов было, что урожай составит 70 млн тонн зерна или чуть меньше, а сейчас уже говорится о 60 млн. Россия потребляет в год 75 млн тонн зерна или чуть больше, и соответственно, запасы, переходящие на следующий год, даже без учета экспорта остаются недостаточными.

Что касается собственно экономического кризиса, то мы видим, что все в порядке с ценами на нефть. В июне даже был профицит федерального бюджета. Но вновь начало сокращаться производство металлургической продукции. Пока непонятно, является ли это системным фактором или это вызвано конъюнктурными обстоятельствами. С одной стороны, в мире подскочила цена железной руды, а с другой стороны - Китай выбросил на рынок довольно много черных металлов.

Возможно, это временные трудности, хотя специалисты в области металлургии говорят, что трудности системны. Если это так, то это скверно для экономики, потому что металлургия - это для нас наиболее чувствительная отрасль. Она первая начинает сыпаться в случае чего. Скажем, в 2008 году металлургия давала тревожные сигналы за полгода до перехода кризиса в открытую фазу. У нас она дает сигнал где-то с мая-июня, так что это все выглядит не очень хорошо.

Читать далее

Вторая волна кризиса будет значительно слабее первой  
8 октября 2009 г. в 15:02
Сейчас период временной стабилизации, но стабилизация в условиях довольно значительного оттока капитала. У нас был приток: слабенький в мае, в июне значительный. В июле из-за дестабилизации валютного рынка он сменился резким оттоком. Этот отток затухает, и в сентябре он составил, по-моему, шесть с лишним миллиардов долларов.

Эта стабилизация вызвана проеданием оборотных средств, проеданием той государственной помощи, которая с чудовищным опозданием все-таки доходит до реального сектора экономики. Но впереди необходимость выделения новых порций государственной помощи. Во-первых, необходимо выдать деньги на стабилизацию банковской системы, потому что там будет резкий рост, так сказать, безвозвратных долгов, безвозвратных кредитов, и во-вторых, на улучшение социальной ситуации, социальную стабилизацию.

Постольку поскольку финансовый контроль (должный) невозможен, эти деньги пойдут, скорее всего, на валютный рынок, и у нас в результате этого будет вторая волна кризиса - позже, чем предполагалось, и она будет значительно слабее первой. Но она будет.
Читать далее

Мы стабилизировались  
14 сентября 2009 г. в 12:46
Есть профессиональные оптимисты. Это фондовые аналитики и российские чиновники. Сейчас состояние достаточно простое: мы стабилизировались, и это такая временная стабилизация - продолжается проедание оборотных средств предприятий. Оно оказалось более длительным, чем предполагалось, за счет того, что, во-первых, дороже нефть, во-вторых, часть денег, которые были влиты в экономику и попали на спекулятивный рынок, потом со спекулятивных рынков пришли в реальный сектор. Но вот сейчас этот процесс заканчивается. Дальше придется давать деньги в экономику, причем либо для поддержки социальных нужд, либо для спасения банковской системы. Скорее всего, для того и другого вместе. Ну, и эти деньги окажутся, естественно, на валютном рынке, потому что никто их контролировать не будет. После этого будет новый виток кризиса. Он будет слабее первого, это нужно учесть сразу. Потому что уже не будет такой паники, и уже не будет мировой паники - в мире наблюдается некоторая стабилизация. Она будет, с моей точки зрения, продолжаться. Если в первый виток кризиса мы потеряли четверть триллиона долларов (сокращение международных резервов), теперь, на самом деле, потери будут отчетливо меньше. Они будут несколько десятков миллиардов, и если прошлый раз нас тряхнуло и все были в ужасе, то сейчас нас просто качнет.
Читать далее

Пять шагов к выходу из кризиса  
24 июня 2009 г. в 15:16

Нужно сделать 5 вещей. Нужно заменить сжимающийся коммерческий спрос растущим государственным. Это позволит осуществить модернизацию и переход на новый технологический уровень. Нужно расширить государственный спрос, но не абы как. Чтобы расширять государственный спрос, нужно прежде всего ограничить произвол монополий. Иначе все будет как с проектом «Доступное жилье», когда стали наращивать спрос в условиях абсолютного монополизма и в результате получили рост цен, а не расширение предложения. Это первое.

Второе - нужно ограничить произвол коррупции, потому что при нынешнем уровне коррупции, если государство будет наращивать спрос, то оно нарастит спрос в Швейцарии, Лондоне, в Париже, на южном берегу Франции, в Италии, Гонконге и в других фешенебельных местах, но никак не в России.

Третья мера - нужно усилить протекционизм до уровня Евросоюза. В условиях кризиса и реструктуризации экономики все страны усиливают протекционизм, несмотря на громогласные заявления об обратном. Если мы хотим что-то делать, то мы же это что-то должны кому-то продавать (хотя бы самим себе). В ситуации, когда все, что мы производим, китайцы делают дешевле, а половину из этого китайцы делают еще и лучше, для того, чтобы что-то иметь возможность производить, нужно ввести протекционизм.

Четвертая мера - это как наращивать спрос государства. Самое необходимое - это обеспечение всем гражданам России прожиточного минимума, и он должен быть реальным.

Пятая мера - это модернизация инфраструктуры. Начинать нужно с автодорожного строительства, потому что это наиболее стимулирует развитие экономики, а также с жилищно-коммунального хозяйства.

Читать далее